Стати - Арно Бабаджанян Официальный сайт

Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

Стати

Стати архив
 
Вернутья
 

 Арно Бабаджанян: бесконечность музыки в бесконечности души.

Осень прошлого года запомнилась любителям творчества Арно Бабаджаняна целым «созвездием» мероприятий, посвященных празднованию 85-летия маэстро. В Ереване и Москве прошли концерты с участием квартета им. Комитаса, симфонического оркестра под руководством заслуженного деятеля искусств Эуарда Топчяна, оркестра под руководством Константина Орбеляна-младшего, а также звезд армянской и российской эстрады. Организатором всех праздничных мероприятий выступил созданный в 1990 году Международный фонд памяти Арно Бабаджаняна, президентом которого является сын маэстро Ара Бабаджанян. После завершения юбилейного 2006 года Ара Арноевич любезно согласился дать интервью агентству АрмИнфо.

Ара Арноевич, не для кого не секрет, что Фонд памяти Арно Бабаджаняна уже не один год ведет переговоры с мэрией Еревана о предоставлении территории под строительство дома-музея великого композитора. Какое содействие в решении данного вопроса вам оказывает мэр Еревана Ерванд Закарян?

Действительно, путь к созданию дома-музея моего отца растянулся на несколько лет. Еще в 2001 году бывший мэр Еревана Роберт Назарян выделил Фонду территорию недалеко от дома-музея Сергея Параджанова. Однако, впоследствии именно через этот участок стали прокладывать дорогу к одному из ресторанов... Но осенью прошлого года, в ходе подготовки праздничных мероприятий, посвященных 85-летию Арно Бабаджаняна, уже с действующим мэром Еревана Е.Закаряном была достигнута предварительная договоренность о строительстве дома-музея. Пока что точное расположение музея не определено, и не исключено, что мэрия Еревана предложит нам на рассмотрение альтернативные участки под строительство. Я надеюсь, что нам удастся воплотить в жизнь и такие наши задумки, как создание при доме-музее Центра эстетического воспитания молодежи, а так же концертного зала на 100-200 человек. Если нам дадут участок, то, думаю, в течение 1,5 лет мы сможем завершить все строительные работы. А пока мы собираем экспонаты будущего дома-музея. Конечно, основная часть личных вещей, в том числе и рукописи нот композитора хранится у нас, но некоторые «экспонаты» мы получаем специально в дар будущему музею. К примеру, друг А.Бабаджаняна, российский полковник милиции Эдуард Магаков, завещал Фонду рояль, на котором мой отец даже выцарапал гвоздем свою подпись. Совершенно случайно к нам попал и чудом сохранившийся студенческий билет моего отца. Надеюсь, что со временем нам будут переданы и другие, не менее интересные экспонаты. Кроме того, помимо фото и видео материалов, мы собираем также и воспоминания друзей моего отца - это рассказы о встречах с ним Армена Джигарханяна, Евгения Евтушенко… Все это позволит создать в музее более теплую атмосферу. Я бы очень хотел, чтобы люди, придя туда, смогли бы прочувствовать до конца, каким светлым человеком был мой отец.

     Если вопрос создания дома-музея маэстро уже находится на стадии решения, то что можно сказать о предоставлении эстрадному оркестру им. Арно Бабаджаняна помещения для репетиций? Известно, что этот вопрос поднимался еще осенью прошлого года, на пресс-конференции в Министерстве культуры Армении.

     С сожалением должен отметить, что за последние полгода кардинальных перемен так и не произошло. Оркестр под руководством заслуженного артиста Армении Томаса Мадатова до сих пор вынужден скитаться по временным «пристанищам». Мы обращались в мэрию Еревана с просьбой предоставить для репетиций концертный зал им. А.Бабаджаняна, но нам ответили отказом. Теперь мы ведем переговоры с Ереванским государственным музыкальным училищем им.А.Бабаджаняна… Я надеюсь, что когда дом-музей уже будет построен, музыканты смогут проводить свои репетиции в предусмотренном нами концертном зале, но, к сожалению, до этого дня нас разделяют годы… Пока же основной состав музыкантов - а это 12 человек, вынуждены репетировать во временных помещениях. Но действительно, любовь к музыке, к творчеству дает людям стойкость: несмотря на столь тяжелое положение, оркестр продолжает участвовать в концертных программах, успешно выступать, и дарить людям частичку своего тепла и своего сердца.

     В прошлом году не только в Ереване, но и в Москве прошли праздничные мероприятия в честь 85-летия Арно Бабаджаняна. Среди них - и состоявшийся 15 декабря концерт в Кремле с участием звезд российской эстрады. Не готовите ли вы к выпуску аудио и видео версии концерта?

     Действительно, этот концерт стал ярким событием музыкальной жизни Москвы. Для меня самого стало приятным сюрпризом, что песни Арно Бабаджаняна исполняли не только такие мэтры, как Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Лайма Вайкуле, Тамара Гвердцители, Александр Серов, но и молодые исполнители - Зара, Александр Панайотов, Андрэ и Жасмин, которые, кстати, выступили в дуэте. В общей сложности, на концерте прозвучало 40 песен, и часть из них мы действительно планируем выпустить отдельным CD. Кроме того, это яркое концертное шоу действительно достойно того, чтобы быть выпущенным и на DVD. Надеюсь, что в течение этого года, после решения ряда чисто технических вопросов, мы сможем преподнести этот подарок поклонникам творчества Арно Бабаджаняна.

     Насколько мне известно, в апреле состоится презентация инструментального альбома Владимира Преснякова старшего «Вспоминая Арно».

     Скажу больше - это будет двойной альбом, в который вошло 30 инструментальных версий Владимира Преснякова-старшего. Интересно, что начало к записи альбома было положено в ходе подготовки все к тому же кремлевскому концерту. Изначально планировалось, что он сыграет на саксофоне только одно произведение - серенаду из фильма «В поисках адресата». Однако, в процессе работы Вл.Пресняков настолько проникся творчеством Арно Бабаджаняна, что соло на саксофоне «растянулось» на 30 произведений. Отмечу, что помимо этого CD, в прошлом году было издано еще два альбома песен маэстро - «Посвящение Арно Бабаджаняну», в записи которого приняли участие А.Серов, А.Буйнов, Стас Пьеха и другие исполнители, а также «Не замести снегам память…» Иосифа Кобзона. И это желание исполнителей вновь и вновь возвращаться к творчеству моего отца лишний раз говорит о том, что музыка Арно Бабаджаняна до сих пор трогает сердца и души его многочисленных поклонников по всему миру.

     Не так давно министр культуры Армении Асмик Погосян предложила вам провести музыкальный фестиваль им.Арно Бабаджаняна в Цахкадзоре. Проводятся ли предварительные работы по его организации?

     Предложение А.Погосян для нас стало приятной неожиданностью, тем более, что наш Фонд действительно хотел провести подобный фестиваль в Армении. Хотелось бы также организовать и международный конкурс им.А.Бабаджаняна для молодых исполнителей до 25 лет. Конкурс будет проходить в 3 тура, и в качестве обязательной программы будет исполнение одной-двух песен Арно Бабаджаняна. Музыка моего отца до сих пор пользуется большой популярностью, и я надеюсь, что в конкурсе будут участвовать практически все страны постсоветского пространства. Быть может, нам удастся организовать также и международное телевещание, что позволит зрителям со всех уголков бывшего СССР не только следить за ходом конкурса, но и активно голосовать посредством SMS за полюбившихся исполнителей. Надеюсь, что в будущем география этого конкурса будет значительно расширена. Первоначально мы задумывали провести первый конкурс в Армении, с последующим «переносом места действия» в страну-победительницу, но, если честно, мне не хочется лишать жителей республики возможности быть непосредственными участниками этого красочного шоу. Надеюсь, что при поддержке близких друзей Арно Арутюновича, а также постоянных партнеров мы сможем решить все организационные вопросы.

     Музыка А.Бабаджаняна до сих пор пользуется большой популярностью. В чем, по-вашему, главный секрет творческого бессмертия маэстро?

     Наверное, в том, что он вкладывал в свои произведения всю свою душу, и его музыка действительно шла из самого сердца. Когда его спрашивали, как рождается мелодия, он не мог ответить, говорил, что слышит ее. Есть вещи, которые действительно невозможно объяснить словами, невозможно дать им точное определение... Вся жизнь моего отца была тесно связана с творческим процессом. Иногда даже трудно было сказать, где кончается душа, а где начинается музыка. И эту теплоту, искренность, идущие от сердца, чувствуют и зрители, которые, несмотря на годы, пропастью разделяющие 60-ые, 70-ые годы от «электронного» XXI века, по прежнему находят в этой музыке отражение своей жизни и своей любви.

Беседовала Карина Манукян, АрмИнфо, 27.02.07.

 
 
Вернутья
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню